Лето – любимое время года многих детей. Вокруг много всего интересного: живого и неживого, двигающего, бегающего и летающего, яркого и разноцветного. Дети вместе с родителями путешествуют и гуляют, выезжают на природу, дачу и т.д. Очень важно оречевлять все интересные моменты жизни ребенка, что в свою очередь будет способствовать его познавательной и речевой активности.
Как можно развивать речь ребенка летом?
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
1) Какие звуки слышишь? Шелест листьев, пенье птицы, журчанье ручейка, шум прибоя, шаги, звук машинных шин, гудок поезда и т.д.
2) С какого звука начинается слово: аист – [а]. На какой звук заканчивается? [т].
3) Назови слова, которые начинаются на звук [у]: утка, утюг, удочка, …
Развитие активного словаря
1) Закрепляйте в памяти детей названия летних месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.п.), растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей, фруктов), животных и т.д. Закрепление навыка использования обобщающих слов (как назвать одним словом…).
2) Рассматривайте все, что встречается на детском пути. Называя предмет, назовите и его части.
3) Подберите как можно больше слов-определений и слов-действий к предмету, например: Яблоко – красное, сочное, спелое, гладкое, твердое, сладкое,… Яблоко — висит, зреет, наливается, падает, лежит, катится, портится, …
Совершенствование грамматического строя речи
1) Посчитайте предметы от 1 до 5 (одно яблоко, два яблока,… пять яблок)
2) «Один-много» — взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок – во множественном: яблоко – яблоки, пень – пни, огонь – огни, трава – травы и т.д.
Развитие связной речи
1) Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывайте короткие тексты, устно сочиняйте сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей.
2)В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.
3) Беседуйте по прочитанным рассказам и сказкам, ведь в процессе беседы будет разбираться не только основное содержание сюжета, но и скрытый смысл.
Необходимо чаще использовать вопросы типа: «почему?», «зачем?», «каким образом?», чтобы активизировать мыслительную деятельность, учить ребенка размышлять вслух над тем или другим явлением (или событием) и делать умозаключения, выводы.
Давно доказано, что развитие речи и руки взаимосвязаны. Уделите внимание мелкой ручной моторике. Предлагайте ребенку раскраски, обводки, штриховки (следите, чтобы карандаш лежал в руке правильно), вырезайте фигуры и картинки, играйте в песочнице, развивайте тактильное восприятие. Придумайте увлекательную игру с бельевыми прищепками. Прищепка может превратиться и в динозавра, и в поезд, во все, что захотите. Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли, но важно также и то, чтобы они не забыли все те знания, умения и навыки, которые приобрели за учебный год.