Социально-воспитательная - Республиканский центр содействия семейном воспитанию

Основными направлениями деятельности по реализации образовательной программы являются: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Каждый взрослый, общающийся с ребенком в стенах учреждения, в той или иной степени оказывает влияние на его развитие. Особая роль возложена на педагогический коллектив от специалистов до воспитателей в группе, ежедневно общающихся с ребенком. У каждого есть свои особые обязанности и функции, но цель деятельности каждого направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка с учетом его особенностей, на доступный для него уровень социальной адаптации.

Педагогический коллектив, обеспечивающий развитие и воспитание детей, состоит из 55 сотрудников — 30 педагогов и 25 помощников воспитателя. Педагогическую деятельность осуществляют воспитатели, музыкальный руководитель, учителя-логопеды, педагог дополнительного образования, педагог-психолог. Педагог дополнительного образования осуществляет образовательный процесс в классе Монтессори, педагогом-психологом проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия в сенсорной комнате. В связи с увеличением возраста детей, создан второй кабинет класса Монтессори для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В Республиканском центре содействия семейному воспитанию образовательный уровень стабильно высокий. В 2023 г. количество педагогов с высшим образованием составляет 87%, со средним профессиональным -13%. Все педагоги имеют профессиональное педагогическое образование. Аттестовано 20 педагогов, что составляет 67%.

Педагоги с высшей квалификационной категорией составляют от общего числа педагогических работников — 13%. С первой квалификационной категорией – 30%, соответствие занимаемой должности – 24%.

В Центре функционирует 10 групп, включая приемно-карантинную группу и изолятор. Основным видом деятельности является временное содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-инвалидов, в возрасте от рождения до 7 лет, оказание медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации и содействие в их дальнейшем устройстве в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Организованы 5 семейно-воспитательных групп, где воспитываются дети от года до семи лет, братья и сестры находятся в одной группе, нет разделения по возрастам и перевода из группы в группу, что только положительно влияет на общее психологическое и физическое развитие воспитанников. В связи с увеличением возраста детей, открыли второй кабинет Монтессори для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Работа в группах проводилась исходя из основных годовых задач. Образовательный процесс осуществляется на основе годового плана, расписания организованной образовательной деятельности. Планирование составляется с учетом комплексно-тематического плана. Образовательная деятельность осуществляется в виде совместной деятельности педагога с детьми во время игр-занятий – согласно учебному плану. Количество ООД определено на основании режима каждого возрастного периода. Время проведения организованной образовательной деятельности, ее длительность установлены с учётом физиологических потребностей и физических возможностей детей данного возраста. Большое внимание в работе, как и во все годы уделяется коллективом эмоциональному развитию детей, начиная с грудничковой группы (сначала ответ на улыбку затем улыбка, радость общения, детский смех). По плану проводятся утренники, развлечения, празднование дней рождений детей, театрализация сказок, кукольные спектакли. Все мероприятия организационно-педагогической работы направлены на улучшение качества обслуживания детей в решении коррекционных задач учреждения.

24.08.2023 г. принята педсоветом и введена в действие приказом № 79-ОД от 25.08.2023 г. «Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РС(Я) «Республиканский центр содействия семейному воспитанию»» (ОП ДО ГБУ РС(Я) «РЦССВ»), которая разработана в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.12.2022, регистрационный № 71847), с учетом Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей».

ГБУ РС(Я) «Республиканский центр содействия семейному воспитанию» имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, срок действия лицензии – бессрочный, в соответствии с которой оказываются образовательные услуги по реализации образовательной программы дошкольного образования.

В феврале 2020 г. в Центре создан отдел по содействию семейному устройству, путем перевода из «Ресурсного центра социальной защиты Победа». В отделе работают 4 педагога-психолога. Деятельность отдела осуществляется по следующим основным направлениям:
— предоставление социально-психологических, социально-педагогических услуг;
— подготовка и обучение граждан, изъявивших желание взять в свою семью ребенка;
— психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей;
— информационно-просветительская деятельность;
— оказание практической и методической помощи специалистам социальных учреждений.
Отдел участвует в выполнении государственного задания центра. Достижение основных задач деятельности отдела осуществляется через различные формы работы в зависимости от целевых групп. Это проведение республиканских семинаров, круглых столов, информационных акций, методических и обучающих семинаров. Организационно-методическая деятельность состоит в повышении профессиональных компетенций и оказании методической помощи специалистам социальных учреждений, педагогическим работникам, в проведении тренингов, семинаров для замещающих родителей, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отделом реализуются грантовые проекты-победители Всероссийских конкурсов «Северное сияние», «Подснежник». Проект-победитель конкурса фонда «Северное сияние» направлен на повышение профессиональной компетентности специалистов системы сопровождения замещающих семей для профилактики вторичного сиротства. Проект «Подснежник» стал победителем Всероссийского конкурса «Курс на семью» Фонда Елены и Геннадия Тимченко. Благодаря проекту «Подснежник» распространяются новые технологии сопровождения замещающих семей с детьми с ОВЗ, в том числе с инвалидностью. Одним из основных направлений деятельности отдела является повышений психолого-педагогической компетентности замещающих родителей. В 2021 году психологи приняли участие во Всероссийском конкурсе «Реестр (Банк) доказательных практик — 2021» и победили. Конкурс проводится Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко в рамках реализации своей программы «Семья и дети». Наша практика «Технология работы с замещающими семьями «Ресурсная группа замещающих родителей» будет представлена в Реестре практик. Практика в течение полугода проходила верификацию, ведется работа по повышению уровня доказанности практики по плану на 2022 г. Отделом ведется трехступенчатое обучение психологов республики по программе «Технология проведения ШПР». За 2021 год всего проведено 503 индивидуальных консультаций, из них 114 консультаций для замещающих семей, 297 — для кандидатов в замещающие семьи, 92 – для специалистов, работающих в сфере сиротства. По поручению Министерства труда и социального развития РС (Я) Центр проводит Республиканский мониторинг с целью отслеживания актуальной сложившейся ситуации развития семейного устройства детей и разработки и реализации мер, направленных на профилактику неблагополучия в семьях, социального сиротства, основываясь на объективных данных.

Республиканским центром содействия семейному воспитанию подписаны:
— договор о сотрудничестве и совместной деятельности с Республиканским центром психолого-медико-социального сопровождения, с целью совершенствования методического и профессионального мастерства, объединения творческой инициативы специалистов, работающих с детьми раннего возраста;
— договор о сотрудничестве и совместной деятельности с Международным детским фондом «Дети Саха-Азия», направленный на развитие семейных форм устройств детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также о разработке и реализации совместных мероприятий и проектов;
— соглашение о сотрудничестве в рамках проекта «Читаем все» между Республиканским центром содействия семейному воспитанию и Национальной библиотекой Республики Саха (Якутия);
— соглашение с Благотворительным фондом «Харысхал», которое позволит реализовать совместные проекты, направленные на адаптацию и социальную интеграцию в общество детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья;
— соглашение с ГБУ РС(Я) «Якутская кадетская школа-интернат» о совместной деятельности сторон по организации мероприятий и обмену опытом в воспитательной и иной деятельности, в том числе в целях реализации федерального проекта «ЮНАРМИЯ. Наставничество», организованного Движением «ЮНАРМИЯ» и Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Стороны обязались организовывать и принимать участие в проведении совместных мероприятий по повышению квалификации специалистов. А также оказывать содействие в проведении благотворительных акций и мероприятий;
— соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» в реализации различных проектов, направленных на адаптацию и социальную интеграцию в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сотрудниками учреждения проводится плановая системная работа с воспитанниками учреждения.