Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью представляет сложный, многосторонний психический процесс. Речь начинает появляться тогда, когда головной мозг, слух, речевой аппарат достигнут определенного уровня развития. Но без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась и правильно развивалась фразовая речь, нужна речевая среда. Однако и этого недостаточно. У ребенка должна иметься потребность пользоваться речью, как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками.
Овладение фразовой речью в норме осуществляется спонтанно. В общении ребенок на первоначальных этапах развития подражает звукам и словам, произносимым взрослыми. Но если бы дети говорили, лишь по подражанию, они не могли бы в полной мере пользоваться речью в разных ситуациях. В овладении речью важна языковая способность.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Существуют индивидуальные различия в сроках. Ее появления зависят от генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т.д.
Фразовая речь включает в себя 2-3 слова, выражающие требования: «Мама, дай!», «Папа, ди (иди)!», «Аня пить дать (Ане дай пить)!» Соединение двух слов в фразу — очень большое усложнение в деятельности мозга: на каждое слово («мама», «иди», «дай» и т. д.) была уже выработана система условных связей, а теперь происходит объединение таких систем в более сложные — это более высокий уровень деятельности мозга. Несколько позже, обычно в 2 года — в 2 года 3 месяца, появляются фразы с отрицательным значением. «Ам-ам не!» — отстраняя при этом от себя тарелку с кашей. До двух лет отказ есть, что-то делать осуществляется только с помощью жестов, но после двух лет к отрицательным реакциям, выражаемым жестами, присоединяется и слово. На третьем году жизни у ребенка появляются и фразы из трех слов, которые тоже носят по преимуществу характер просьб, требований, зова. «Таня дай ням!», «Витя хотет гуя» (Витя хочет гулять).
Однако родители и персонал детского учреждения должны помнить, что ребенок постоянно нуждается во внимании: если вы ответите ему, скажете несколько слов и т. д., то малыш будет охотно говорить. Если же он не получает ответа или ответы ваши односложные, неэмоциональные, то интерес к речевой деятельности теряется, и ребенок умолкает.
Игры, развивающие фразовую речь
«Говорим по телефону»
Телефон вызывает большой интерес у каждого ребенка. Но чаще ребенок слушает собеседника, а не разговаривает с ним. Заранее договоритесь с собеседником, чтобы он задавал простейшие вопросы, на которые он сможет ответить. Если ребенок не сможет ответить, то помогайте отвечать на вопросы.
«Все нам расскажи»
Участники по очереди рассказывают в микрофон о проведенном дне, любимой игрушке и т.д.
«Мой рассказ»
Должны придумать главных героев для сказки. Обсудите с ребенком ваш выбор. Затем вместе с малышом придумайте сами сказку. Старайтесь, чтобы ребенок сочинял сказку самостоятельно. Каждый раз надо выбирать разных героев.
«Какой игрушки не хватает»
Разложите игрушки перед ребенком: пусть он внимательно на них посмотрит. Попросите ребенка отвернуться или закрыть глазки, уберите одну игрушку. Повернувшись, малыш должен сказать: «Нет ав-ав» и т.д.