Во исполнение пункта 11 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», в целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, организацией для детей-сирот составляется индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.
Приказом Министерства труда и социального развития РС(Я) от 01.06.2021 №978-од, утверждена типовая форма индивидуального плана развития и жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом ГБУ РС(Я) «Республиканский центр содействия семейному воспитанию» от 12.02.2021г. № 12-ОД утвержден индивидуальный план развития и жизнеустройства воспитанника. 27 октября 2022 года приказом учреждения №120-Од внесены изменения по порядку составления плана ИПР и утверждена новая форма индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанников Центра.
Ребенок, поступивший по тем или иным причинам в учреждение, нуждается в индивидуальном внимании взрослых, которое уделяется персонально ему. Разработка, реализация индивидуального плана предусматривает организацию персональной работы с каждым конкретным ребенком, поступившим в учреждение, создание благоприятных условий для успешной его адаптации к новым условиям и гармоничного личностного развития. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается с учетом выявленных индивидуальных психологических особенностей ребенка, состояния его здоровья, личностного развития и социального опыта и с целью реабилитации ребенка, коррекции проблем в его личностном развитии, формирования у ребенка стремления иметь социальные, учебные навыки, содействия самоактуализации личности ребенка, через освоение им гражданской позиции, нравственных ценностей, развитие социальной активности и усвоение им здорового образа жизни.
Индивидуальный план предусматривает организацию работы по социальной защите ребенка, защите его прав и законных интересов, в том числе, права ребенка — жить в семье.
Цель реализации индивидуального плана развития и семейного жизнеустройства: Обеспечение проведения реабилитационных мероприятий, направленных на адаптацию поступившего в учреждение ребенка к новым условиям, социальную адаптацию и подготовку его к самостоятельной жизни. Обеспечение его личностного развития. Осуществление мер по защите прав и законных интересов ребенка. Воспитатели работают над созданием благоприятного психологического климата в детском коллективе, способствующего адаптации ребенка к новым условиям, снижению уровня его психологической тревожности. Создание в учреждении благоприятных условий проживания ребенка, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному, физическому и духовному развитию личности.
Организация благополучных условий жизнедеятельности ребенка, приближенных к домашним, в разновозрастной группе детей, с учетом родственных связей, психологической совместимости. Организация работы по социально- психологической адаптации ребенка к новым условиям, социально-бытовой адаптации. Формы работы: — Ознакомительная экскурсия с ребенком по детскому дому. Разъяснительная беседа о социально-психолого-медицинской службе детского дома. — Презентация ребенка. Игровые тренинги на дружеское, доброжелательное взаимодействие детей в группе. Индивидуальное собеседование с ребенком. — Осуществление мероприятий по обеспечению физического и нервно- психического развития вновь поступившего ребёнка. Обеспечение всем необходимым для комфортного проживания, обучения, развития ребенка. Обеспечение в соответствии с возрастом доступа к развивающему, игровому, спортивному оборудованию, возможности иметь индивидуальное пространство для занятий и отдыха, личные вещи в свободном беспрепятственном доступе. Установление доверительных отношений с ребенком. — Создание вокруг ребенка атмосферы безопасности, доброжелательного отношения и искреннего участия. Беседы о правах и обязанностях воспитанников. Развитие навыков самообслуживания. Игровые тренинги на привитие навыков сотрудничества и позитивного взаимодействия. Ознакомление ребенка со всеми службами учреждения. Индивидуальные беседы с ребенком о правилах жизни в учреждении, индивидуальные собеседования с ребенком о его самочувствии, проблемах.
СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Основная цель работы социальной службы Учреждения – защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка их к самостоятельной жизни, проведение работы по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения несовершеннолетних воспитанников детского дома.
МЕДИЦИНСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Главная задача состоит в том, чтобы научить будущего выпускника Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в развитии самостоятельно жить в обществе, уметь избегать порочных соблазнов, ценить здоровье и жизнь свою и окружающих людей, считать труд – основой благополучия.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Вся работа строится по основным направлениям психологической службы: диагностика, профилактика, просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа. Эта деятельность организуется совместно с медицинскими работниками, социальными педагогами, воспитателями и администрацией Учреждения.
Наиболее важные задачи сопровождения: