Адаптация (приспособление) — это процесс активного взаимодействия организма со средой. Существует две формы адаптации — это биологическая (к климатогеографическим условиям) и социальная адаптации. Одна из самых характерных трудностей в воспитании детей в Центрах — это проблема адаптации к новым условиям социального учреждения и к коллективу сверстников. Ведь, общеизвестно, что развитие и познавательная активность ребёнка напрямую связаны с эмоциональным комфортом. При приеме в Центр у ребёнка резко меняются привычные для него условия, он чувствует себя потерянным, никому не нужным. Стрессовая ситуация выражена очень сильно. Имеет значение и тот факт, что обычно вновь поступающий ребенок, сначала помещается в приемно-карантинную группу, а потом переводится в семейно-воспитательную группу. В таком случае он переносит двойную адаптацию. За время пребывания в приемно-карантинной группе ребенок ещё не полностью проходит адаптацию, а его перевод в семейно-воспитательную группу вызывает резкое обострение всех негативных проявлений. При поступлении из неблагоприятных социальных условий про ребенка мало что известно: его режим дня, питания, характер бодрствования, привычки, отношение к игрушкам, детям, взрослым. Не известно, была ли у них какая — либо привязанность, или нет, а если и была, то к кому и как сильно была выражена привязанность. Такие дети зачастую ослаблены физически, труднее переживают изменения в жизни.
Большинство детей, поступающих из неблагополучных социальных условий не имеют навыков общения ни с детьми, ни со взрослыми, их речь очень бедна, а действия с игрушками не сформированы.
Как помочь таким детям адаптироваться? Как же действовать воспитателям?
* Первое, что нужно помнить — это то, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных, психологических особенностей имеет индивидуальные приспособительные механизмы. Есть высоко, средне и низко адаптивные люди.
* Второе — в адаптационном процессе задействованы все системы жизнедеятельности ребёнка (кора головного мозга, гипоталамус, гипофиз и кора надпочечников).
Адаптация — сложный процесс и если адаптационные механизмы не зрелы, в силу различных причин, то нарушение привычного режима приводит к психическому напряжению, а это вызывает изменения в эмоциональном состоянии, нарушение поведения (у детей ухудшается сон, аппетит, они отказываются играть с другими детьми и др.). Возникают сдвиги в других функциональных системах —снижаются защитные силы организма, что может способствовать заболеванию ребенка в этот период. Таким образом, максимально возможное удовлетворение актуальных потребностей является, важным критерием эффективности адаптационного процесса.
Как же узнать эти актуальные потребности и удовлетворить их?
1. Определить все факторы, влияющие на процесс адаптации (это помогает воспитателю составить приблизительный прогноз на адаптацию).
Здоровый ребёнок лучше переносит процесс адаптации. Другими словами, нужно знать о биологическом и социальный анамнезе.
Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, т. е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Так же существует тесная связь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому учреждению. У детей, которые умеют длительно и разнообразно играть или манипулировать с игрушками, адаптация протекает сравнительно легко. Высокий уровень предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослыми создают у ребенка положительные эмоциональные переживания и обеспечивают быструю адаптацию.
2. Определить какой стиль адаптации выбрал ребёнок.
Существует три стиля адаптации (определить, какой из них выбрал ребёнок можно из наблюдений):
— Творческий стиль, когда ребёнок старается активно изменить условия среды, активно приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам.
— Конформный стиль, когда ребёнок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды.
— Избегающий стиль, когда ребёнок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним.
3. Применить свои знания по специфике работы с детьми.
— Во-первых, воспитатель должен принять ребёнка таким, какой он есть и доброжелательно к нему отнестись. Для этого можно применить приём эмпатии, т. е. сочувствия и сопереживания. Этот приём позволяет войти во внутренний мир другого человека.
— Во- вторых, не применять никакого давления, если ребёнок не хочет что-то делать.
— В-третьих, количество тактильных контактов в период адаптации нужно увеличить, ведь в процессе ознакомления и связывания с окружающей средой ребенок естественно и спонтанно ищет помощи у взрослых.
— В- четвёртых, понятно, что все взрослые в группе одинаково хорошо, ласково относятся к ребёнку. Но всё равно существует такая вещь, как привязанность. И воспитатели должны помочь ребёнку сформировать привязанность к одному из них.
— В- пятых, встретить нового ребенка, успокоить, помочь ему привыкнуть к режимным моментам может помочь фольклор (потешки, прибаутки).
— В-шестых, проводите с детьми игры с песком и водой, они очень расслабляют и сближают ребёнка и воспитателя. Задача персонала – обеспечить, возможно, больший личностный контакт с ребенком, правильно и сдержанно реагировать на те нарушения поведения, которые вызваны стрессовым состоянием, стараться облегчить ребенку это тяжелое испытание. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее его развитие.
В нашем Центре созданы благоприятные условия для успешной адаптации воспитанников. Помимо ежедневных занятий по основной образовательной программе дошкольного образования, каждый воспитанник посещает занятия в классе Монтессори, музыкальные занятия. С ребенком занимаются учителя-логопеды, педагог-психолог в сенсорной комнате, по медицинским показаниям — инструктор ЛФК, массажист. Такая занятость помогает детям раскрываться, развиваться и в первую очередь, проходить успешно адаптацию.
Большое внимание уделяется вопросу трудового воспитания. Воспитатели формируют у детей положительное отношение к труду, бережное отношение к результатам своего труда, стремление оказывать взрослым посильную помощь, ответственность, трудолюбие, готовность участвовать в труде. Основным видом труда в Центре является самообслуживание, для детей старшего дошкольного возраста прививаются навыки труда. В летний период на приусадебном участке взрослые и дети выращивают зелень, цветы, овощи. В весенне-летне-осеннее время, дети гуляют на свежем воздухе, принимают активное участие в физкультурных досугах и спортивных праздниках. Таким образом, процесс социальной адаптации воспитанников выступает пространством многообразных взаимоотношений. В них ребенок приобретает или чувство свободы, самостоятельности, силы достигать желанных целей, или теряет чувство достоинства, уважения окружающих, приобретая страхи, неуверенность. В социуме проявляется индивидуальность личности, стремление утвердить свое «Я», создавая тем самым свой социальный образ.