Проблема развития речи является одной из самых актуальных. Речь развивается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты имеют большое значение. Ежедневно повторяясь, они приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивая смену игровой, учебной, трудовой деятельности, тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер.
Так как нашим воспитанникам приходится контактировать и общаться только с работниками учреждения, педагоги в свою очередь должны направить свою работу на развитие речи во всех режимных моментах. Учителем-логопедом Марией Морозовной проведена консультация для воспитателей «Развитие речи в режимных моментах».
Каждый педагог, родитель должен знать, что для полноценного речевого развития детей, необходимо постоянно говорить, общаться с ними — то есть повышать речевую активность, побуждать желание общаться со сверстниками и взрослыми:
— Во время утреннего приема можно поговорить о настроении ребенка, как он себя чувствует, как спал, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова (лента-ленточка, резина-резинка-резиночка, что это? (расческа). И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге.
— Во время гигиенических процедур. Дети знают, что перед едой нужно мыть руки, но будет интереснее, если этот процесс будет сопровождаться словами:
Мыли, мыли руки с мылом,
Мыли теплою водой,
Мыли, мыли, мыли, мыли —
Бело-набело отмыли.
Еще этот процесс можно использовать для изучения частей лица и тела.
— Во время дежурства по столовой и приема пищи воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе, что будут кушать и на вкус она какая.
— Во время игр. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В режимных моментах игра необходима для снижения психических и физических нагрузок. Она развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях воспитания и обучения детей. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли. В игры включается множество загадок. Совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого-либо или что- либо. Формируют быструю реакцию на слово.
— Во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, почему. О времени года, о погоде, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д. (Трикотаж-трикотажный, резина-резиновый)
— На прогулке всегда проводятся наблюдения за живой и не живой природой. После нескольких наблюдений старшим детям можно предложить составить или придумать сказку, рассказ об объекте наблюдения. Например, вы наблюдали за бабочкой днем, а после сна рисовали ее, читали стихи и рассказы про бабочку. После этого старшим предлагаем составить сказку или рассказ.
Выйдя с детьми на прогулку, предлагается вспомнить названия весенних (осенних, зимних, летних) месяцев, времена года. Поговорите о погоде.
Одним приемом является включение художественного слова в режимные моменты. Давно доказано, что стихотворный язык, и поэтическая речь воспринимается ребенком на слух намного эффективнее и лучше, чем прозаическая. Но постоянно говорить стихами это тоже не вариант, поэтому ребенок должен слышать разнообразную речь взрослого.
Как известно, внимание детей короткое. Они устают даже в то время, когда самостоятельно играют. Это приводит к тому, что дети начинают баловаться и бегать по группе. Поэтому их нужно отвлекать и дать им возможность расслабиться. Для этого с детьми можно провести динамическую паузу или пальчиковую гимнастику с речевым сопровождением, после чего дети могут спокойно продолжить играть в свои игры. Дети проговаривают слова вместе с педагогом, и сопровождают все это движениями ног, рук и пальчиков.
Беседы с детьми в процессе режимных моментов обеспечивает прочность знаний, хорошее запоминание слов и новых, и ранее пройденных на занятиях, потому что она проходит непринужденно, ненавязчиво.