СДВГ представляет собой комплекс нарушений, нехарактерных для определенного возраста, и проявляется такими симптомами, как:
1. Дефицит внимания. Этот симптом является ключевым во время диагностики гиперактивности. С ним связаны проблемы в социуме (сад, школа, дом, кружки). Выделяют возрастные нормы удержания внимания (фокусирование, переключение и др.). При диагнозе СДВГ эти нормы нарушены, поэтому наблюдается расстройство внимания. То есть ребенок не может долго концентрироваться на одной задаче, переключается на другие объекты, которые его окружают, или в его голове «всплывают» различные события, воспоминания.
2. Импульсивность. У детей с симптомами гиперактивности импульсивность проявляется в:
· невозможности дать адекватную оценку своим поступкам, поэтому такие дети нередко попадают в опасные ситуации;
· нетерпимостью, они не могут дослушать инструкции до конца, начинают решать задачи раньше времени, нередко выполняют их неправильно;
· проблемах с причинно-следственной связью, как результат – дети подвергают себя необоснованному риску, который, как правило, заканчивается травмами, переломами, ушибами.
3. Гиперактивность – состояние чрезмерной возбудимости и, как следствие, активности, которая не соответствует общепринятым нормам. Нужно учитывать, что ребенок так себя ведет не из-за плохого воспитания. Просто он не может контролировать свое поведение в силу проблем с ЦНС.
Дети с симптомами СДВГ постоянно чувствуют нервное напряжение, которое трансформируют в физическую активность. Они не способны контролировать свои эмоции, поэтому им нелегко адаптироваться в обществе.
Для малышей с диагнозом СДВГ являются «нормой»:
· проблемы в садике (гиперактивные дети очень «неудобные» для воспитателей);
· конфликты в школе (плохое поведение на уроках, неуспеваемость, проблемы с учителями, одноклассниками);
· проблемы в коммуникации со сверстниками на кружках, секциях, детских площадках;
· неспособность к самостоятельному выполнению ряда домашних задач.
Важно, что ребенок не специально идет на конфликты или плохо себя ведет. По-другому он просто не может в силу своих психоэмоциональных особенностей.