Дошкольный возраст — период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольников. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Словарный запас – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи. Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни. Богатство словаря — есть признак высокого развития речи ребенка. Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.
Существуют определенные нормы развития речи, показателем которых, в частности, является количество слов, которые знает ребенок.
1 год – до 20 слов. Крик, гуление, лепет, первые слова. Словарь состоит из существительных. Выполняет одноступенчатые просьбы.
1–2 года – до 300 слов. Существительные. Глаголы. Предложения (Мама иди), вопросы, первые выводы.
2-3 года – до 800 слов. Употребляет прилагательные, местоимения, предлоги. Предложения до 3-4 слов.
3-4 года – до 2000 слов. Наречия, числительные. Развернутые предложения, словотворчество, стихи, подбирает рифмы.
4-5 лет – да 4000 слов. Сложные предлоги. Классификация предметов. Рассказ по картинке.
5-6 лет – до 5000 слов. Используются все части речи. Составляет рассказ с изменением сюжета, интонации.
Существуют множество способов, которые позволяют сформировать пассивный и активный словарь ребенка.
Общение
Постоянное общение с ребенком позволяет ребенку узнавать новые слова, спрашивать взрослого о тех предметах и явлениях, которые он наблюдает. Во время общения нужно стараться использовать не только знакомые ребенку определения, вводите в речь синонимы, которые делают речь более красочной, используйте как можно чаще прилагательные. Дети с трудом их запоминают, поэтому нужно знакомить ребенка с формой и цветом, запахом, материалом, назначением предметов.
Читайте книги
Нужно не просто читать книги вслух, а делать это медленно и с интонацией. Периодически нужно останавливаться и спрашивать ребенка, понял ли он смысл прочитанного, или какие-то слова ему непонятны. Объясняйте значения незнакомых ему слов, а также задавайте вопросы по поводу прочитанного.
Наблюдение
Наблюдать с ребенком можно практически за всем. Проводите осмотр помещений, в которых вы бываете, наблюдайте с ним за явлениями природы, детьми во дворе, животными и птицами. Но не оставайтесь просто наблюдателем – комментируйте сами то, что вы видите. Активно делитесь своими наблюдениями, описывайте те чувства, которые вы испытываете при этом.
Рассматривание картин
Рассматривание картин и картинок в книгах способствует развитию пассивного словаря. Вы должны описывать, что изображено на иллюстрации, а также задавать наводящие вопросы ребенку. Очень полезным оказывается составление рассказа по картинкам. Сначала можно разобрать каждое изображение в отдельности, а потом вместе с ребенком составить простой мини-рассказ на основании этих картинок.
Проводите больше времени с ребенком за каким-нибудь делом
К примеру, возьмите с собой ребенка на кухню, где вы можете вместе приготовить семейный ужин. Здесь просто огромное количество новых предметов, названия и назначения которых могут быть ему неизвестны. Демонстрируйте и называйте ему имеющиеся кухонные предметы, рассказывайте ему, для чего именно они нужны. Можно обсуждать с ним классификацию продуктов.
Игры и упражнения на развитие активного словаря
Игра – это та форма обучения, которая оказывается наиболее эффективной именно в детском возрасте.
• Называем признак предмета и соотносим с ним определенный предмет. К примеру, большой (слон, небоскреб, мир), белый (хлеб, лист бумаги и т.д.).
• «Угадай профессию». Примеры: человек, который водит машину… (водитель), человек, который продает продукты… (продавец).
• «Я знаю пять». В раннем возрасте важно знать не только много слов, но и относить их к определенным категориям. Можно предложить ребенку назвать 5 видов животных, типов транспорта и т.д.
• «Съедобное-несъедобное». Вы называете любое слово и бросаете ребенку мяч. Если слово «съедобно» (мороженое, яблоко, арбуз), то ребенок ловит мяч, а если оно обозначает несъедобный предмет, то мяч отбрасывается.
• «Скажи наоборот». Вы говорите слово, а ребенок должен назвать его антоним: горячий – холодный, медленный – быстрый, чистый – грязный.
• «Кто где живет?». Вы называете животное или птицу и бросаете мяч ребенку. Он ловит мяч, называет место, где живет животное, и возвращает мяч. Примеры: — медведь – в берлоге, лиса – в норе и т.д.
Игры очень сильно влияют на увеличение слов, которые ребенок в дальнейшем будет использовать в своей повседневной речи. Важно использовать как можно больше сложных и незнакомых ему терминов, понятий, подробно объясняя, что они обозначают.
Помните о том, что все методы следует проводить в веселой и непринужденной обстановке, а также хвалить ребенка, даже если его успехи на данном этапе незначительны. Важно понимать, что слова не усваиваются сами по себе – это результат планомерной работы по расширению словарного запаса ребенка. И работа должна проводиться каждый день – только так можно добиться хороших результатов.