Типы нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
• Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
• Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
• Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
• Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
• Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного слога:
• Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
• Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории:
В 1,5-2 года ребенок с еще несформировавшимся звукопроизношением может сказать «малялеть» – самолет. Маленькие дети могут переставлять, пропускать слоги в сложных по своей структуре словах. Если это нарушение проявляется каждый раз в одном и том же слове, необходимо на этом акцентировать внимание малыша, дать ему правильный образец, т.е. в медленном темпе произнесите слово сами, а потом вместе с ребенком до тех пор, пока он не сможет сказать его самостоятельно. Если ребенок переставляет слоги во многих словах, даже простых, (например, произносит «онга» вместо нога, «писось» вместо пылесос) необходимо заниматься с ребенком по преодолению этого нарушения.
3 года: воспроизведение слов, состоящих: — из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.), — из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.) — из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)
4-5 лет: воспроизведение слов: -из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица, помидоры…); -из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство…) Ребенок должен уметь: — назвать предметные картинки; — повторить слова за взрослым;
После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Познакомим вас с играми коррекции и развития слоговой структуры слова.
Отхлопай слово
Оказывается любое слово можно отхлопать. Например, слово кошка (хлопок на каждый слог). Мы его произносим по частям. Попробуйте сами отхлопать слово самолет (3 хлопка, т.к. 3 слога).
Прошагай словечко
Давайте поиграем в игру «Прошагай словечко». Вы отхлопывали слова, а их можно и прошагать. Например, слово сани (сделать шаг на каждый слог). Сколько шагов сделали? Совершенно верно – 2 шага. Слово дом. Сколько шагов сделали? Как вы думаете, это короткое слово или длинное? Верно – короткое. Слово капуста. С правой ноги шагаем и проговариваем слово. Сколько шагов у вас получилось? (3 шага). Это длинное слово или короткое?