Некоторые родители замечают, что у их любимого ребенка есть проблемы с устной речью. Среди детей дошкольного возраста наиболее распространены следующие особенности: - У ребёнка все в порядке со слухом, но он неправильно или нечётко произносит отдельные звуки.
— Малыш говорит «в нос».
— Кроха произносит слова очень медленно или быстро.
— Дошкольник не всегда быстро и грамотно оформляет свою мысль. Долго думает, выбирает слова для этого.
— Используемые в разговоре предложения неверны по структуре, слова в них не согласованы друг с другом. Если вовремя не принять меры, проблема с годами только усугубится и проявится в большей степени, когда ребенок пойдет в школу. Такой ученик пишет с большим количеством ошибок, читает медленно, искажая слова.
Взрослым кажется, что они воспитывали малыша правильно, у него было все для хорошего развития. Но это не всегда так. Существуют правила, на которые родители иногда не обращают внимания в силу своего незнания, занятости, но они действительно важны для формирования у малыша правильной и четкой устной речи. Вот некоторые из них:
1. Очень важно, как говорят люди рядом с ребёнком. Если кто-то из близкого окружения малыша заикается, неправильно произносит звуки, говорит в очень быстром или слишком медленном темпе, то и у маленького члена семьи тоже может возникнуть схожий дефект устной речи.
2. Общение во многих семьях очень скудное, сводится лишь к решению ежедневных бытовых проблем. Словарь в такой обстановке не пополняется, малыш не усваивает значения многих слов и не знает, как эти слова правильно употреблять в различных ситуациях. Он часто не может высказать свои мысли. Взрослым следует при любой возможности разговаривать с дошкольником. Хорошим упражнением является обсуждение увиденного по телевизору, прочитанного в книге. Можно также попросить ребенка рассказать, чем он занимался или в какие игры и с кем играл в детском саду, что ему запомнилось.
3. В некоторых семьях дедушки и бабушки, мамы и папы, тёти и дяди специально коверкают слова, подражая маленькому члену семьи. Они думают, что так еще больше выразят свою любовь. Взрослые даже не задумываются, какой вред сюсюканье наносит ребенку. Малыш думает, что такая речь нормальна. Он, желая еще больше угодить взрослым, начинает искажать слова в домашней обстановке, но по привычке такая речь переходит и в другие сферы жизни (садик, магазин, на детскую площадку), тем самым еще больше закрепляя дефект. 4. Очень часто родители не желают признавать, что имеются проблемы с устной речью. Среди взрослых бытует мнение, что когда ребёнок вырастет, его речевые проблемы исчезнут сами собой. Но из-за этого заблуждения мамы и папы упускают тот период, когда можно быстрее и эффективнее исправить дефекты. Родителям, которые хотят, чтобы слог ребенка был правильным и грамотным, следует использовать все доступные способы для улучшения устной речи малыша. Для получения рекомендаций можно обратиться к педагогам группы, учителю-логопеду детского учреждения или к частному учителю-логопеду.
Именно дошкольный период — очень важное время для становления и исправления дефектов речи. Не упускайте такую возможность для занятий по развитию речи детей.