Связная речь дошкольника это – умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали. Она определяет не только уровень речевого развития, но и умственного развития ребенка.
Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка и его социализации.
Речь считается связной, если для нее характерны:
— содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится)
— точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор
слов и словосочетаний)
— логичность (последовательное изложение мыслей)
— правильность, чистота, богатство
Связная речь имеет две формы:
Диалогическая (разговор между двумя или несколькими людьми) Основные черты – неполные предложения, восклицания, яркая интонационная выразительность, жест, мимика. Особенно важно умение
сформулировать и задать вопрос, подать нужную реплику, дополнить, поправить, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение. Она побуждает к неполным, односложным ответам. Необходимо много общаться со своим
ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.
Монологическая (речь одного человека) Она требует умения сосредоточивать свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также требует развернутости, полноты и четкости высказывания. До трех лет у ребенка происходит накопление словаря, озвучивают свои просьбы и желания (например: «дай», «хочу», «иди»), дают ответы на простейшие вопросы («кто это?», «какой он?», постепенно подводят к проявлению речевой инициативы.
В возрасте от 3 до 4 лет вступают в общение со сверстниками, взрослыми; выражают просьбы предложениями, отвечать на вопросы фразами.
На пятом-шестом году жизни дети контактируют с окружающими разного возраста, задают вопросы, отвечают на них. Поддерживают стремление делиться с личными наблюдениями, переживаниями. Здесь важно умение отвечать в соответствии со смыслом вопроса. Стоит постепенно вовлекать ребенка в общие беседы, где нужно уметь
выслушивать других и выражать собственные мысли по просьбе либо по очереди. Легко строят диалог. Идет развитие монологической речи. С этого возраста высказывания напоминают короткий рассказ.
Самое основное условие развития речи детей – благоприятная языковая среда в семье. Чем больше ребенок общается с родителями, с близкими людьми, со сверстниками, тем интенсивнее и качественнее
происходит его речевое развитие. Дети должны испытывать удовлетворение от общения, от игры.
Основными и наиболее действенными методами развития связной речи являются:
Интерес ребенка к художественной литературе. Необходимо научить ребенка слушать. Это достигается подбором интересной, доступной литературы, неспешным выразительным чтением взрослого.
Пересказ. Он научит выделять основные и части услышанного текста, связывать их между собой, придерживаясь сюжетной линии, рассказать ранее услышанное.
Рассказ по сюжетной картине. Научит ребенка выделять главных лиц, прослеживать за их действиями и рассказывать о взаимодействии героев между собой. Надо просить рассказать: что изображено на картинке, какие
события произошли раньше, как дальше будет развиваться ситуация.
Рассуждение. Это логическое изложение материала в форме доказательства.
Игры
«Оживи предмет»
Ребенок берет на себя роль, например стула, а взрослый задает серию вопросов, заставляющих мыслить, составлять логические цепочки: Для чего стул? Чего он боится? Что могло с ним приключиться?
«Овеществление»
Предлагает представить любимую игрушку в роли человека. Задает вопросы:
Где она находится? О чем мечтает? Что любит? Как передвигается?
«Угадай, что у меня в сумке»
Ребенок должен задавать вопросы, чтобы угадать, что у вас в сумке. Съедобное или нет? Это фрукт или овощ? Это белое? Это красное? Это твердое? Это круглое? Вкусное?
«Угадай, что это»
Ребенок выбирает любой предмет и начинает описывать этот предмет. А вы должны догадаться, о каком предмете говорит.
«Что напутал Незнайка?»
Взрослый рассказывает, допуская ошибки и неточности, а ребенок находит ошибки и исправляет.
В гости к детям приходит Незнайка со своим щенком и рассказывает о нем. У щенка красный нос и большие лапы. Он кричит «Мяу!» Дети должны заметить все неточности, ошибки и исправить их.
«Какая картинка не нужна?»
Выкладывают перед ребенком серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку из другого рассказа. Ребенок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Продавец и покупатель»
На столе выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь.
«Потому что…»
Рассуждения и ответы на вопросы:
«Я мою руки потому, что…»
— Почему ты идешь спать? Объясни.
«Придумай рекламу»
Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.