Речь и движение очень тесно связаны и дополняют друг друга. Более того, речь по своей сути тоже является движением мышц органов артикуляции и голосовых связок. У детей с речевыми нарушениями наблюдается моторная недостаточность разной степени, отклонения в движении пальцев рук, так как эти движения тесно связаны с речевой патологией. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Существует немало способов, позволяющих добиться чёткой координации речи с движением. И наиболее известный и действенный из них – это игра. Именно игры являются преобладающим методом развития умения согласовывать речь с движением для дошкольников. Они являются не только увлекательными забавами для детей, но и помогают им получить простейшие навыки координации речи и движения.
Игры на формирование звукопроизношения
«Лес шумит»
Взрослый напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш или у-у-у. Предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер.
«Воробушки»
Дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова ведущего: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова ведущего «кошка близко» возвращаются на свои места.
Игры на развитие фонематического слуха
«Умный мячик»
У ребенка мяч. Ведущий произносит слова, ребенок, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
Р: (дом, ракета, светофор, балкон, машина, телевизор)
Усложненный вариант: ведущий произносит стихотворный текст. Ребенок, услышав слово с заданным звуком, подбрасывают мяч.
Ш:
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
«Мяч перекати, звук в слове замени»
Дети сидят на ковре, ведущий перекатывает мяч. Ребенок заменяет первый звук в слове на заданный звук.
Ш:
сутки-шутки
Крыса-крыша
Миска-мишка
Марс-марш
Сок-шок
Проговаривание стихотворных текстов в сочетании с движениями.
В процессе проговаривания стихов одновременно с движениями происходит ритмизация речи, она становится более громкой, четкой и эмоциональной.
В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Проводить эту работу можно и с неречевыми детьми, начиная с простых звукоподражаний:
«Тук-тук» — забиваем гвозди молоточком.
Топ-топ» — топают ножки.
«Га-га-га» — хлопают «крыльями»
«Тик-так» — наклоны в стороны
Затем по мере овладения речью, детям предлагаются легкие в звуковом произношении тексты.
На носочки поднимайся,
Приседай и выпрямляйся.
«Дом»
Справа тук! Правой рукой стучат по полу.
Слева тук! Левой рукой стучат по полу.
Впереди тук, тук, тук! Одной рукой стучат перед собой.
Тук, тук молотком. Стучат кулачками друг о дружку.
Строим, строим новый дом. Через верх разводят руки в стороны
Вырос дом, огромный дом. Поднимаются на цыпочки.
Будут дружно все жить в нем. Делают приглашающий жест
Логоритмика.
Логоритмика – это соединение движений, речи и музыки. Она развивает речевые навыки, моторику, координации. дыхание, нормализует физическое и психоэмоциональное состояние ребенка. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – малыш повторяет.
«Научились мы ходить».
Упражнение на ходьбу, под музыку. Звучит песенка. И дети ходят по кругу. Делая 2 обычных шага, и 2 – высоко сгибая ноги в коленках. Если ребенок только начал ходить, его водят за руку.
«Подражание животным».
Например, как говорит и делает курочка. Для этого взрослый показывает руками имитацию взмахов крыла и произносит «ко-ко-ко». Ребенок повторяет.
ы ногами — топ-топ-топ,
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп,
И туда и сюда
Повернёмся без труда!
Мы головками кивнём,
Дружно ручками махнём!
Мы подпрыгнем высоко,
Прыгать вместе так легко!
И туда и сюда
Повернёмся без труда!
Это упражнение делать под музыку, родитель держит ребёнка за обе руки и помогает выполнять движения.
Мы ногами – топ-топ. Топаем ногами.
Мы руками – хлоп-хлоп Хлопаем в ладоши.
И туда и сюда Поворачиваем корпус влево и вправо.
Повернемся без труда!
Мы головками кивнем Киваем.
Дружно ручками махнем! Поднимаем руки вверх и машем кистями.
Мы подпрыгнем высоко, Родитель подтягивает ребёнка вверх за руки,
Прыгать вместе так легко! Подпрыгнуть
И туда и сюда Поворачиваем корпус влево и вправо.
Повернемся без труда!
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Нужно выполнять упражнения и игры, направленные на коррекцию речевых нарушений, применяя общую и мелкую моторику. Двигательные упражнения и игры с использованием музыки и стихов формируют и развивают у ребенка чувства темпа, ритма, мелодику, дыхание, голосообразование и артикуляцию. Помогают формированию речи, облегчают общение с другими людьми, тем самым влияя на характер и поведение.