Звукоподражание — это воспроизведение различных звуков окружающей действительности. Первые слова, которые произносит ребенок, носят звукоподражательный характер. Они хорошо понятны детям, эмоционально насыщены. Например: слово кошка — произнести сложно, а вот мяу — это гораздо проще и всем понятно. Вот такие слова называются звукоподражательными. Они имитируют определенные звуки, которые издают предметы. Поэтому нужно начинать обучение с таких слов. Чем больше ребенок будет говорить звукоподражаний, чем больше он будет тренироваться в этом, тем быстрее он научится управлять своим языком, связывать слово и предмет, и тем быстрее начнет нормально говорить. Чтобы развить речевое подражание, необходимо начать с развития подражания вообще: «Сделай, как я делаю». Необходимо научить ребёнка подражать действиям с предметами (игра в мяч), научить подражать движениям рук, ног, головы. Для развития подражательных способностей нужно ежедневно заниматься пальчиковыми играми.
Звукоподражание для малышей служит важным способом познания окружающего мира. Звукоподражательные слова имитируют:
• крик птиц, голоса животных (вороны: кар-кар, курицы: ко-ко-ко; собаки: гав-гав: лошади: иго-го)
• звучание музыкальных инструментов (балалайки: дили-дон, дудочки: ду-ду)
• звуки природных явлений (дождя: кап-кап, грома: ба-бах)
• звуки, издаваемые людьми (плач: а-а-а, ходьбы: топ-топ)
• шум транспорта (машины: би-би, самолете: ту-туу)
Игры со звуком [А]
Рассматривая с ребёнком картинку, на которой изображена девочка качающая куклу: «Это Аня. Она укладывает куклу спать и поёт А-а-а! Давай ей поможем. А-а-а!» Одновременно движениями имитируем укачивание куклы. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот, когда поём.
Во время чтения стихотворения показывайте малышу заранее подготовленные игрушки или картинки. Проиграйте вместе с ним стишок, подражая голосам животных и птиц.
• — Гуси, гуси!
— ГА! ГА! ГА!
— Есть хотите?
— ДА! ДА! ДА!
• Пойте, мои детки
Пойте-подпевайте,
За мамой (папой, …)
А-а! А-а!
Игры со звуком [О]
• Ты беги, беги, лошадка,
ГОП – ГОП! ГОП – ГОП!
По дорожке ровной, гладкой
ТОП – ТОП! ТОП – ТОП!
Ты скачи всё прямо, прямо
ЦОК – ЦОК! ЦОК – ЦОК!
Мимо папы, мимо мамы
СКОК – СКОК! СКОК – СКОК!
Игры со звуком [У]
• «МУ-У-У!» —
Коровка промычала
Что же это означало?
И не спросишь ведь,
Неловко, помычи еще
Коровка «МУ-У-У!»
Игры со звуком [И]
• В машине, в машине шофёр сидит.
Машина, машина идёт, гудит.
БИ – БИ — БИ! БИ – БИ — БИ!
В машине, в машине детей полно
Поехали дети, глядят в окно.
БИ – БИ — БИ! БИ – БИ — БИ!
Вот речка, вот поле, вот лес густой.
Приехали дети, машина стой!
БИ – БИ — БИ! БИ – БИ — БИ!
«На птичьем дворе»
• Наша уточка с утра … КРЯ-КРЯ-КРЯ.
Наши гуси у пруда … ГА-ГА-ГА.
Наши курочки в окно … КО-КО-КО.
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт … КУ-КА-РЕ-КУ!
Попрыгунчик
Посадите малыша в прыгунки и встаньте напротив. Весело пойте песенку, приседайте и одновременно бейте в бубен, побуждая ритмично отталкиваться от пола.
Ножки пляшут! Тра-та-та,
Тра-та-та, тра-та-та!
Вот как пляшут! Тра-та-та,
Тра-та-та, тра-та-та!
Дудочка
Взрослый приставив ко рту дудочку произносит: «Ду-ду-ду! Ду-ду-ду, дудочка».
Затем продолжая держать дудочку у губ, начинает напевать песенку.
Ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Вот как дудочка дудит,
Всех ребяток веселит!
Пропев песенку два-три раза, взрослый снова произносит протяжно «Ду-у-у! Ду-у-у!» стремясь вызывать у детей подражать ему.